Журнал "Салон АВ"
2000 г.
№5
Валерий Самохин Николай Миловидов Цифровые видеокамеры стоимостью $1200-1750. Камерный квартетПриближается 5-летний юбилей первого появления цифровых видеокамер miniDV. Произошла эта на выставке "IFA-95" в берлине, где Sony показала талька что выпущенные ею на японский рынок модели DCR VX-1000 и VX-700, A JVC и Matsushita - своих первенцев GR-DV1 и NV-DX1, появившиеся в продаже в начале 1996 года. Казалось, что как раз Sony могла почивать на лаврах, т.к. она с большим отрывом лидировала на рынке 8-миллиметровых камкордеров (в сравнении с камерами других форматов). К тому же проблема миниатюризации в то время по-настоящему беспокоила, в первыю очередь, JVC И Matsushita, создавших свои VHS-С-модели. Хотя кассета для них и называется компактной, но из-за ширины магнитной ленты 12,7 mm ЛПМ все равно получались громоздкими и требующими повышенных затрат энергии. Поэтому первых образцов аппаратов формата minidv, в которых используется 6,35-миллиметровая лента, ждали именно от JVC или Matsushita. Однако Sony неожиданно сыграла на опережение, сосредоточив в цифровых видеокамерах большинство своих наработок для бытовых и полупрофессиональных аналоговых моделей. Так, к инженерным находкам можно отнести: литиево-ионные аккумуляторы. оригинальные экспозиционные программы и эффекты, совершенную систему управления,индикации и звуковой сигнализации. Позднее список новаций дополнили демонстрационный режим, энергосберегающая технология Stamina с аккумуляторами InfoLithium, содержащими чипы со счетчиком ампер-часов. встроенный в камеру слот для типовой карты памяти PCMCIA или же фирменной Sony Memory Stick, а также ИК-подсветка. позволяющая снимать в полной темноте. Разумеется, этот вызов был принят компаниями JVC и Matsushita. Уже первая miniDV-камера JVC GR-DV1 привлекла всеобщее внимание компактностью в сочетании с широким выбором экспозиционных режимов и цифровых эффектов. У нее впервые появилась возможность фотосъемки с последующей засылкой и редактированием кадров на персональном компьютере или прямой распечаткой на видеопринтере. В цифровых камерах JVC мы также впервые встретились с использованием эффектов при воспроизведении, увидели встроенную лампу-вспышку, комплект необходимых кабелей и программного обеспечения на CD-ROM для работы с компьютером по разработанному JVC протоколу JLIP, сервисный блок-подставку Docking Station, обеспечивающий все удобства при работе в плейерных режимах, и многие другие новинки. Традиционно сильными сторонами техники JVC является также широкий ассортимент таймерных программ, в частности TimeLapse - выборочная запись в течение длительного времени на одной кассете. Пульт ДУ у них "мультибрэндовый", предусматривающий простую инсталляцию и задание программ монтажной перезаписи до 8 снятых эпизодов (в произвольной последовательности) и управление работой видеотехники десятков других фирм. Заметим также, что концепция JVC GR-DV1. которую иногда называют "видеозаписной книжкой", не осталась незамеченной: похожие модели цифровых видеокамер немедленно стали выпускать Panasonic, Sony и другие компании. Например, участвующий в данном тесте камкордер VMD8 французской фирмы Thomson как две капли воды похож на JVC GR-DVX7. Что же касается вклада в развитие miniDV компании Matsushita. то здесь потребитель должен быть благодарен ей, прежде всего, за приоритетное внедрение высокоскоростной дуплексной линии связи IEEE 1394, называемой иногда "FireWire". Такая линия обеспечивает не только выдачу, но и прием для перезаписи на видеокамеру цифрового сигнала от внешнего источника, причем "живое" видео поступает и выдается по одному и тому же миниатюрному разъему DV In/Out. Пока другие фирмы были "заторможены" разгоревшейся в международном масштабе дискуссией по проблеме соблюдения авторских прав, Matsushita, не дожидаясь ее завершения, реализовала возможность такой перезаписи еще 3 года назад в модели Panasonic NV-DS1. Сейчас эта проблема перенесена в сферу кодовой защиты от копирования и отдана на усмотрение автора или правообладателя, т.е. сведена к древнему и неисчерпаемому как мир, "соревнованию замка и отмычки". Поэтому вслед за Panasonic разъемы DV In/Out появились у цифровых камер и других производителей. В пятерку основных брэндов камкордеров miniDV входит и Sharp, выпускающий их в своем фирменном исполнении ViewCam (см. №5 - 6/98). но с этой продукцией он практически не представлен в России. До сих пор в наши руки не попадала и аппаратура Samsung, сообщения о которой появились более двух лет назад, однако у нас эта техника ожидается лишь нынешней осенью. Что же касается цен, то в 1997 году средняя стоимость цифровых видеокамер несколько превышала $2000, а по итогам 1999-го она уменьшилась до $1350. Не так давно появились модели JVC дешевле $1000, например GR-DVL20 ($800!). Однако не будем спешить с выводами по этому поводу, так как столь низкие цены могут являться конкурентным ответом JVC на экспансию камер формата Digital 8 фирмы Sony. Подчеркнем только, что сегодня модели miniDV это уже никакая не экзотика, а наступающий на пятки аналоговым аппаратам большой сектор рынка, занимающий в развитых странах более 50%. Нельзя не отметить также вклад в технический прогресс компании Canon. Мы уже неоднократно писали о таких ее достижениях, как оптический стабилизатор изображения, технология съемки с прицельной рамкой FlexiZone и превосходное качество оптико-электронной (камерной) части в целом. Последнее для цифровых видеокамер имеет особое значение. Дело в том. что по части качества канала магнитной записи-воспроизведения все камкордеры miniDV/PAL практически одинаковы, так как жестко соответствуют стандарту цифрового кодирования 4:2:0 (частота дискретизации сигналов яркости и цветоразностных 13,5 и 6,75 МГц соответственно). На практике эти значения ограничивают разрешающую способность при записи величиной 600 х 450 пикселей (300х225 в цвете), о чем уже мы писали в №5 - 6/98. Для того чтобы сформировать соответствующий этому уровню видеосигнал в камерной части, нужно иметь матрицу ПЗС с разрешением не менее 1200х900, т.е. больше миллиона пикселей (дело в том, что для удовлетворительного разрешения одной линии оптического изображения необходимы как минимум две линии пикселей ПЗС). Поэтому разница в качестве изображения различных цифровых видеокамер (если не считать шумов квантования и выпадений из-за плохого качества магнитной ленты) всецело зависит от качества объектива, разрешающей способности (и частотных характеристик) ПЗС и канальной электроники, формирующей компонентные видеосигналы перед кодированием. Но именно в оптико-электронной области наиболее сильны позиции Canon, уже давно выпускающей не только превосходные пленочные "зеркалки", но и отличные цифровые фотоаппараты с разрешающей способностью до 1600 х 1200 пикселей. Ее несомненным вкладом в развитие техники miniDV являются работы по совмещению в них функций видеозаписи "живых" изображений с телевизионной (чересстрочной) разверткой и цифровых фотографий, получаемых с прогрессивной разверткой ПЗС. Именно с такой моделью Canon успешно дебютировала на рынке видеокамер miniDV два года назад (DM-MV1, о ней говорилось в №5 - 6/98), и теперь новинки всех остальных компаний тоже способны записывать такие фотографии. Перейдем теперь к участникам теста. Принципиальными особенностями всех тестируемых камер является наличие только одного ПЗС в оптическом канале, возможность выбора подпрограмм или ручной установки баланса белого, а также оснащение цветными ЖК-экранами. Все они комплектуются литиево-ионными аккумуляторами и предельно экономичны (потребляемая мощность даже при работе с включенным экраном не превосходит 5,3 Вт). Есть у них, однако, и существенные отличия, найти которые можно в итоговой таблице, а также прочитав описания конкретных моделей. Другие статьи раздела
|
|