Журнал "Stereo&Video"
0 г.
Виктор Белов Тест автомобильных акустических систем стоимостью $35-70. Выход - в пяти дюймахПятидюймовые автомобильные коаксиальные акустические системы, ценой от $40 до $60, занимают особое место в огромном ассортименте автоаудиоаксессуаров. Прежде всего 5 дюймов - эксклюзивный размер штатных посадочных мест для динамиков в автомобилях отечественного производства. Отсюда - исключительная простота установки: четыре винта - и все; не надо отдельно крепить пищалку, разделительные фильтры, и подключение хоть немного, но проще. Более того, принято считать, что, выложив эту сумму, вы сможете не только слушать сводки новостей и погоды, но и наслаждаться звучанием достаточно высокого класса. Другими словами, где-то около данной ценовой планки существует точка перехода к автомобильному High Fidelity. Отметим, что факт коаксиального (соосного) основному (низкочастотному) динамику крепления высокочастотной головки в целом благотворно сказывается на качестве звучания в смысле целостности звукового изображения. Гипотетически предполагая существование порогового эффекта, основную задачу теста мы видели в определении диапазона флуктуаций качества звука при слабых изменениях стоимости около упомянутой планки. Хорошо известно, что расположение штатных посадочных мест в машине не всегда соответствует оптимальному способу установки динамиков. Вместе с тем штатные места могут вообще отсутствовать (как, например, во многих "Жигулях"), тогда чуть ли не единственным приемлемым вариантом остается установка динамиков в двери. В связи с этим формулировался ряд задач, объединенных проблемой: на что вообще способен коаксиальный динамик, установленный в двери? Поэтому для измерения амплитудно-частотных характеристик была изготовлена "референсная измерительная дверь" на основе реальной передней двери от "шестерки". Конечно, в результате нашего довольно сильного вмешательства в конструкцию получился акустически немного идеализированный вариант, но это и хорошо: полезно видеть, к чему следует стремиться. На графиках приведены две АЧХ: одна снята на оси громкоговорителя, вторая под углом к ней, примерно под таким же, под каким в автомобиле водитель слышит расположенный в двери динамик. Вторая кривая, естественно, оказывается в основном ниже первой. Измерения вибраций корпуса двери в нескольких точках показало хорошую корреляцию между неравномерностью АЧХ громкоговорителя в области нижних частот и снятыми спектрами вибраций, особенно на средних частотах. Таким образом, вследствие наличия сугубо "дверного призвука" применение вибропоглощающих покрытий, нанесенных как на саму дверь (естественно, изнутри), так и на панель, на которую, собственно, и устанавливается динамик, позволит снизить неравномерность частотки. Только не надо забывать, что кардинально изменить звучание ему все же не под силу: если в целом динамик звучит неважно - тут уж никакие примочки не помогут. Тестовые слушания мы проводили на нашем стенде, чтобы создать наиболее адекватные и однородные условия для сравнения собственно возможностей систем безотносительно к способу их крепления. Однако в итоговых оценках мы стремились учесть максимальное количество факторов. При выборе коаксиалов полезно обратить внимание еще вот на какой момент. Ведь у большинства из них корпус высокочастотного динамика установлен на опоре, являющейся продолжением керна магнита низкочастотного излучателя, что придает конструкции необходимую жесткость, но в этом случае между диффузором НЧ-головки и опорой ВЧ-головки образуется щель, открывающая доступ пыли в магнитный зазор (особенно если динамик установлен диффузором вверх). Конечно, разработчики всеми доступными способами пытаются уменьшить сей недостаток, но тем не менее перед установкой коаксиалов горизонтально (когда корпус ВЧ-головки смотрит вверх) целесообразно обратить внимание на то, как защищен магнитный зазор. Поэтому для коаксиалов вариант установки в двери (где возможно только вертикальное крепление) не так уж плох, но не забывайте, что при этом вы теряете немалую долю высоких частот за счет того, что находитесь под большим углом к оси громкоговорителя. Однако не отчаивайтесь. Как вы убедитесь, - выход есть. Другие статьи раздела
|
|