Страсть и расчет

Акустические системы Piega TC 30 X

Цена - 343 000 руб. (за пару)



В прошлом году тематическая пресса достаточно активно тестировала колонки Piega, поэтому заинтересованный аудиофил, вполне возможно, уже знает основные факты об истории и достижениях бренда. А факты таковы: штаб-квартира фирмы, созданной в 1986 году, находится в швейцарском городе Хорген, на берегу Цюрихского озера, а неподалеку, в Веденсвиле, расположена ее фабрика. Вся акустика Piega собирается и настраивается вручную, без использования конвейера, хотя полный штат компании насчитывает всего 20 человек. Производство комплектующих (алюминиевых корпусов и заготовок для фирменных динамиков) осуществляется по договорам с ведущими европейскими и мировыми промышленными корпорациями. Запоминающимся дизайном LifeStyle колонки обязаны известной фирме USM, которая создает интерьеры для офисов солидных банков и концернов. Но главная изюминка продукции Piega — это, конечно же, ленточные ВЧ- и СЧ-излучатели, а также комбинированные коаксиальные ленточные ВЧ/СЧ-модули собственной разработки. Последние — впервые в мире — были сконструированы в 2000 году и применяются в топовой серии АС компании, а их уменьшенная копия обеспечивает безукоризненное воспроизведение средних и высоких частот в линейке TC, младшую напольную модель из которой мы слушали и оценивали.

Колонки TC 30 X — самые компактные в своей линейке, второй по старшинству у Piega, создавались специально для помещений площадью не больше 20 квадратных метров. Они оборудованы 150-мм вуферами, которые имеют характерную насечку на бумажных диффузорах, что позволяет распознать продукцию ScanSpeak. В их магнитной системе реализована фирменная технология МОМ (Magnetic Optimized Motor), призванная ускорять отклик головок с целью согласования их работы со среднечастотной секцией, отличающейся сверхбыстрой реакцией на импульс. Коаксиальный ленточный ВЧ/СЧ-модуль — уникальное ноу-хау Piega и обладает очень широкой рабочей областью — от 450 Гц до 50 кГц.

Алюминиевые корпуса АС производятся на заказ в крупной европейской компании, делающей различные конструкции из алюминия для автомобилей, самолетов и скоростных поездов. При этом используется бесшовная экструзионная технология — выдавливание заготовки через формообразующее отверстие с помощью пресса массой 7500 тонн. Подобный метод позволяет получить предметы любых очертаний, и Piega не упускает возможности разнообразить корпуса в зависимости от линейки и предназначения. Для спикеров TC 30 X была выбрана трапецеидальная форма. Передняя, верхняя и нижняя панели тоже изготавливаются из алюминия. Собранный кабинет получается абсолютно жестким и крайне долговечным. На заказ его можно покрасить в любой цвет по шкале RAL, хотя наш тестовый вариант имеет естественный вид шлифованного металла. Для устранения характерной металлической окраски саунда внутри корпусов установлены деревянные перегородки, а также демпфирующие плиты Idikell, применяемые в автопроме для шумоизоляции салона. Порт фазоинвертора прямоугольной формы выведен вперед и находится под НЧ-динамиками. Сзади расположены две пары клемм WBT. Поскольку колонки очень узкие и высокие, они не слишком устойчивы. Маленькая даже не подставка, а платформа-выступ с задней стороны Piega TC 30 X, что не особенно улучшает ситуацию. Поэтому при расстановке АС в помещении следует принять меры, исключающие возможность их случайного опрокидывания.

Любопытная информация: мощный неодимовый магнит, управляющий коаксиальным ленточным излучателем, создает магнитное поле довольно высокой напряженности, вследствие чего производитель рекомендует держать часы, кредитки, сим-карты и мобильные телефоны подальше от спикеров, а также не советует размещать поблизости железные предметы.
Как видим, в процессе изготовления Piega TC 30 X задействовано множество различных технологий и инженерных расчетов. Интересно, как же будет звучать такая индустриальная акустика.


Прослушивание 

Характер Piega TC 30 X становится понятен с первых же минут прослушивания — много точного прозрачного звука, холодноватого, но очень быстрого и детального. Колонки играют сбалансированно и ровно, середина и верха абсолютно не режут слух, никакого подчеркнутого или перекачанного баса. Нижние ноты воспроизводятся весьма собранно, скорее, даже жестко и хорошо вписаны в остальной частотный диапазон.
Начав слушать энергичные фонограммы, рок и металл, сразу проникаешься экспрессией и адреналиновым напором и пытаешься притоптывать ногой в такт. В треке «Hells Bells» AC/DC впечатляют удивительно точные удары колокола во вступлении, отчетливые тарелки ударника, на бочках чуть ли не тактильно прощупывается пресловутая степень натяжения кожи. Гитары не мясисты, но крайне хороши по фактуре, голос приковывает внимание и не дает отвлекаться. Дальнейшее прослушивание подтверждает высокие аналитические способности Piega TC 30 X — индивидуальная манера игры гитаристов и ударников свободно извлекается из общего звукового полотна, преподносится абсолютно четко и во всех деталях. Во время «Carry On» Manowar хочется встать с кресла и попрыгать в такт — до того заводной оказывается подача. Диск Rammstein «Mutter» звучит идеально жестко и с холодной цепкостью, но без неприятной напрягающей агрессии, с туго свернутым пульсирующим ритмом. В целом при прослушивании любого рокового или металлического материала акустика выказывает такой драйв и такой хороший завод, что быстро начинаешь ощущать себя на живом концерте с весьма приподнятой атмосферой и хочется воскликнуть: «да это просто праздник какой-то»!
В вокальных номерах с более спокойным настроением тоже моментально погружаешься в повествование-размышление. «Little Earthquakes» с одноименного диска Тори Амос звучит объемно, с чуть гулким и размытым саундом, опять вызывающим ассоциации с концертом. Заметно, что низы, собственно говоря, не экстремально глубокие, зато имеют отличное разрешение и скорость. В демонстративно аудиофильской записи Дайаны Кролл «Temptation» раскрываются все детали, позволяя в полной мере предаться изучению «фактуры щипка струны контрабаса» и прочим звуковым исследованиям. Воспроизведение вокала превосходно по характеру. Голос — вообще конек этих АС, особенно неакадемическое пение, которое подается на нерве, с массой индивидуальных подробностей и шероховатостей.
Тест на тонкое разделение тембров — барочные композиции, исполненные в исторически корректной (аутентичной) манере, — акустика проходит свободно и на ура. Близкие тембры разделяются идеально, звучание очень аккуратное и пластичное, легкое, быстрое, богатое тонкими переливами и оттенками. Клавесин не вызывает ощущения легковесности или стеклянности — прекрасный верный тон.
Барокко, определенно, удается Piega TC 30 X на славу — за счет высокой детальности, быстроты и утонченной манеры игры. Но для симфонических полотен, в отличие от музыки XVIII века и исторических инструментов, колонкам немного не хватает фундаментальности и широкого оркестрового штриха. Ставим «Антар» Римского-Корсакова в исполнении Гетеборгского симфонического оркестра под управлением Неэме Ярви и слышим, что деревянные духовые и скрипки чуть высветлены, оркестр слегка сплющен в СЧ-области и нет огромной панорамы, разворачивающейся вдаль, в глубину, как обычно бывает на этой записи. Микроподвижки темпа, короткие паузы и мелкие последовательности — все очень хорошо, точно выверено, однако отсутствует отчетливое цельное оркестровое движение и дыхание, чувство раскрывающейся крупной формы. Можно сказать, что симфонический штрих получается у акустики немного мелким.
Хотя ленточный коаксиальный излучатель обеспечивает очень гладкое и однородное воспроизведение средне- и высокочастотного диапазона, определенный избыток мягкости на ВЧ иногда идет не на пользу, особенно в случае высоких академических голосов. Драматичное и нервное, играющее миллионами оттенков сопрано Марии Каллас в знаменитой «Хабанере» выглядит несколько сглаженным и неэмоциональным, хотя барочный вокал Вероник Дитши («Stabat Mater» Перголези) в исторической манере не вызывает никаких претензий. Бетховенской «Аппассионате» в исполнении Эмиля Гилельса не помешало бы добавить атаки и игольчатости верхов. Зато у рояля на редкость хорошо ощущается прекрасная интеграция частотных поддиапазонов и отсутствие какой-либо тембральной несогласованности между разными типами излучателей — классическими басовыми головками и экзотическим ленточным коаксиальным модулем. Наверное, при очень тщательном прослушивании в партиях рояля атака на НЧ воспринимается самую малость поострее, чем на остальных частотах, но это единственное, к чему можно придраться, — в целом инструмент звучит весьма ровно и абсолютно не гулко.
Любекский орган (исполнение Вольфганга Баумграца в записи MDG) играет удивительно живо. Если не считать заметной для органной партитуры нехватки  нижних частот, то тембрально и по послезвучиям все неплохо. Масштаб и величественность могли бы быть побольше, но сочная и детальная середина многое компенсирует.
В подавляющем числе случаев Piega TC 30 X демонстрируют полное понимание разных музыкальных жанров. При увлекательности и слитности воспроизведения колонки также охотно позволят выделить отдельные партии и линии инструментов, посмаковать игру призвуков и послезвучий. Просто идеальный союз сердца и ума.  


Результаты измерений

pic3.jpg

Амплитудно-частотная характеристика (рис. 1) выявляет увеличение чувствительности акустических систем в низкочастотном диапазоне на 5 дБ, что делает средний бас более выразительным и дает весьма низкую граничную частоту, которая по уровню -3 дБ составляет 41 Гц (22 Гц по уровню -10 дБ). На средних частотах АЧХ можно назвать образцовой – ее неравномерность составляет всего ±0,8 дБ. Подъем на ВЧ не превышает 2,5 дБ и легко компенсируется небольшим поворотом колонки. Стабильно ведет себя модуль сопротивления во всей полосе частот (рис. 3). При среднем значении 6,4 Ом пик составляет всего 14,2 Ом на частоте 2,3 кГц, а минимум в 3,3 Ом совсем не опасен. Практически полностью сглаженный второй резонансный горб фазоинвертора говорит о наличии компенсирующих цепей в фильтре колонки. Средний уровень искажений в полосе частот от 100 Гц до 10 кГц несколько великоват и составляет 0,52 % при 1 Вт подведенной мощности (рис. 2). Чувствительность акустической системы на оси твиттера в тех же условиях измерения составила  87 дБ. 


Паспортные данные:

Тип – напольные акустические системы | Название – Piega TC 30 X | Частотная характеристика, Гц – 34—50 000 (по уровню –3 дБ) | Число полос – 3 (НЧ – 15 см x 2, бумажные диффузоры, ВЧ/СЧ – коаксиальный излучатель; частоты раздела не указаны) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 4 | Чувствительность, дБ – 90 | Габариты одной колонки, см – 111 x 19 x 21 | Масса одной колонки, кг – 28


Оценки:

Дизайн - 90%
Качество изготовления - 95%
Звучание - 95%
Эргономика - 85%

Итоговая оценка - 95%


Плюсы: комфортные и прозрачные середина и верх, драйвовый быстрый бас, открытое динамичное звучание
Минусы: немного мелкая подача, чуть сглаженный ВЧ-диапазон, высокие узкие корпуса не очень устойчивы


Вывод:

Прекрасные колонки Piega TC 30 X созданы для работы в небольших помещениях, где они не предъявляют строгих требований к расстановке. Эта акустика отличается быстрым, прозрачным и утонченным звучанием, динамичным и по-концертному увлекательным исполнением музыки  разных жанров


Мария Савина